Пак Марина Юрьена, учитель русского языка и литературы.

Новосибирская область,

г. Искитим, МОУ СОШ №5

pakmarina_isk@mail.ru

Художественный мир Тютчева

    С произведениями Тютчева вы уже встречались на уроках литературы, что-то учили наизусть. Вспомните, какие вы знаете строки из стихотворений Тютчева.


Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!

 

     Совсем не случайно то, что все эти стихи о природе. Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева. Природа являлась не только объектом эстетических переживаний поэта, как это часто бывает в пейзажной лирике, но и материалом для постоянных размышлений о Боге, о месте человека в этом мире.

 

  Чтобы лучше почувствовать это, давайте проведём творческий эксперимент.

     Перед вами стихотворение «Осенний вечер», в котором пропущены эпитеты. Ваша задача вставить на место пропуска те определения и эпитеты, которые по вашему мнению должны здесь стоять. Работа выполняется индивидуально на карточках, затем коллективно.

Есть в светлости ______вечеров

______, ______прелесть:

______блеск и пестрота дерев,

______ листьев _____, _____ шелест,

______и _____лазурь

Над _________ землею,

И, как предчувствие _______бурь,

_______ , ______ ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та ______ улыбка увяданья,

Что в существе ______мы зовем

_________ стыдливостью страданья.

      В большинстве случаев предложенные определения носят назывной характер, явления описываются по внешним признакам.

            Эпитеты, определения своего рода код стихотворения.

      Посмотрим, что же у Тютчева?

 

 

  Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый , холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Попытаемся понять состояние лирического героя.

 В каких строчках оно выражено?

(Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть.)

 

 - Почему умильная и таинственная прелесть?

(Таинственность объясняется противоречием между образом и теми чувствами, которые этот образ вызывает.)

 

 - Как автор создаёт образ увядания природы? Выберите ключевые слова, создающие гармоничный образ, и слова, передающие угасание жизни.

  

+

-

Светлость осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть

Томный лёгкий шелест

Тихая лазурь

Умиротворённость

Зловещий блеск

Грустно-сиротеющая земля

Сходящие бури

Порывистый холодный ветр

Враждебность

 

 - В какой строке эти два плана как бы сливаются?

«Кроткая улыбка увяданья»

  (Соединяет два плана и выражает чувство лирического героя.)

 

     В стихах 3-9 достаточно полно развёрнута картина умирания природы, дан психологически разработанный образ Предсмертия. «Блеск и пестрота дерев» оттого и зловещи, что это недвусмысленные признаки угасания жизни. Нужно хорошо увидеть зыбкое, нестройное трепетание багряных листьев сквозь сумрак и туманность осеннего вечера, чтобы понять, что перед нами не пышная праздничность бала, а чахоточный румянец больного. «Порывистый холодный ветр порою» - это почти буквально озноб, предсмертные судороги.

 

     И всё это вызывает у лирического героя умиление, т.е. чувство какого-то неизъяснимого тихого восторга и просветления, и связано это чувство в первую очередь с «кроткою улыбкой увяданья».)

     «Улыбка увяданья» - это физическое воплощение чего? («стыдливости страданья»)

-Стыдливость предполагает чувство вины.

 В данном случае, что вызывает вину? (Страдание).

 - Но ведь страдание не зависит от воли и сознания, это скорее беда. И всё же почему можно испытывать вину и стыдливость  оттого, что ты страдаешь?

(Твои страдания обращают на себя внимание других, омрачают жизнь окружающих, взывают о помощи, обременяют.)

 

 - Каждый человек способен стыдится своего страдания?

(На такую стыдливость способны лишь очень тонкие, возвышенные души, которые не могут не вызывать умиление).

 Теперь обратимся к тютчевским определениям.

 - Найдите номинативные, т.е. служащие для обозначения предметов или явлений (багряный, лёгкий, холодный).

 

 - А в чём особенность таких эпитетов, как зловещий, грустно-сиротеющий, томный, кроткий.

(В обычной речи эти слова определяют внутреннее состояние человека. У Тютчева они отнесены к описанию картин природы, тем самым природа наделяется человеческими свойствами.)

 

 - Как называется такой приём? (Олицетворение).

Перед нами особый случай. Олицетворение – разновидность метафоры, т.е. слова употребляются в переносном значении. У Тютчева олицетворение, одушевление – не художественный приём, а философское убеждение, не «красивое словцо», а называние вещей своими именами.

Вывод

 - Итак, в чём же особенность тютчевского изображения природы, чем оно отличается от обыкновенного, нашего взгляда?

Обратитесь ещё раз к экспериментальному варианту и тютчевскому тексту.

 

     Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо. Одушевление не художественный приём, а философское убеждение

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz