Пак Марина Юрьена, учитель русского языка и литературы.

Новосибирская область,

г. Искитим, МОУ СОШ №5

pakmarina_isk@mail.ru

Анализ стихотворений

Картина А.И. Куинджи

 

    Звучит музыка Бетховена.

 Какое настроение передаёт музыка?

 - Ваше впечатление от картины?

 

Лунная красота

 

Музыка

Картина

Лёгкая светлая грусть

Меланхолическое очарование луной

Влюблённость

Волшебные звуки посвящены Джульетте Гвичарди

Царственное величие

Необъятный небесный свод

Природа сама по себе

Человек лишь свидетель

Общее

восхищение

естественность

покой

тишина

«Голос красоты звучит тихо» (Ф.Ницше)

  Н.Бердяев назвал Тютчева – поэтом ночной Природы.

     Стихотворение «Тихой ночью, поздним летом…»      Обмениваемся впечатлениями.

 - Представьте, что вы оказались на том же месте, где и поэт. Расскажите об увиденном вами. (Слушаем один, два рассказа)

     Тютчевская пейзажная миниатюра кажется сначала непритязательным описанием. Между тем – вы это почувствовали – она полна мысли, которая скрывается в представленной здесь картине. Один из литературных критиков зорко узрел в этом стихотворении код для анализа.

     «Стихотворение держится на…»

 - Как вы думаете, какую часть речи имел в виду Берковский? (Глаголы: рдеют, зреют, блестят)

 - Итак, мы видим как будто бы неподвижную картину полевой июльской ночи, но в ней пульсом бьются глагольные слова, и они главные. Почему?

(Поэту важно передать тихое действование жизни)

 

 - От земли, от зреющих хлебов Тютчев восходит … (к небу, к луне, к звёздам).

 - Как вы думаете, почему для описания взят ночной час?

(Поэт запечатлевает время, когда зрение, слух наш обострены. Час этот выражает и то, что жизнь не останавливается, она идёт днём и ночью, бессменно … Поэт весь в противопоставлениях, переходах, сопряжениях…)

 

 - Какую роль играют эпитеты в этом стихотворении?  

 - Почему свет звёзд назван сумрачным? (Свет звёзд ослаблен темнотой ночи)

 

 - Кто помнит, как называется этот художественный приём? (Оксюморон)

 

 - Какие гласные звуки чаще всего повторяются и почему?

 

                        В этом стихотворении нарисована умиротворённая картина ночи. Но очень часто в своих поэтических миниатюрах Тютчев изображал ночь как проявление хаоса, дикой, тёмной, пугающей бездны.

 

  Работа в группах

 Частичный анализ стихотворениий

«Тени сизые смесились…», «О чем ты воешь, ветр ночной?..», «В небе тают облака…»

I группа.  Определите в стихотворениях ведущие мотивы? Каким смыслом наполнены они в стихотворениях?

II группа. Как Тютчев показывает, что природа – живое, одушевлённое существо?

III группа. В чём родство природы и человека, а в чём трагическая разница?

IV группа. Какую роль играет контраст, антитеза в лирике?

  

                                                         Вывод

 Модель поэтического мира Тютчева («Двойное бытие»).

 

Закончить урок хотелось бы словами философа начала XX в. В.Соловьёва. «У Тютчева важно и дорого то, что он не только чувствовал, а и мыслил как поэт, - что он был убеждён в объективной истине поэтического воззрения на природу … Вовсе не высшее звание, а только собственная слепота и глухота заставляют людей отрицать внутреннюю жизнь природы …»

 

 Домашнее задание.

     Напишите небольшое эссе-размышление на тему, как вы понимаете стихотворные строки Тютчева:

 

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz