| ||||||
|
| |||||
Художественный мир Тютчева С произведениями Тютчева вы уже встречались на уроках литературы, что-то учили наизусть. Вспомните, какие вы знаете строки из стихотворений Тютчева. Чародейкою Зимою
Смотри, как роща зеленеет,
Совсем не случайно то, что все эти стихи о природе. Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева. Природа являлась не только объектом эстетических переживаний поэта, как это часто бывает в пейзажной лирике, но и материалом для постоянных размышлений о Боге, о месте человека в этом мире.
Чтобы лучше почувствовать это, давайте проведём творческий эксперимент. Перед вами стихотворение «Осенний вечер», в котором пропущены эпитеты. Ваша задача вставить на место пропуска те определения и эпитеты, которые по вашему мнению должны здесь стоять. Работа выполняется индивидуально на карточках, затем коллективно. Есть в светлости ______вечеров ______, ______прелесть: ______блеск и пестрота дерев, ______ листьев _____, _____ шелест, ______и _____лазурь Над _________ землею, И, как предчувствие _______бурь, _______ , ______ ветр порою, Ущерб, изнеможенье – и на всем Та ______ улыбка увяданья, Что в существе ______мы зовем _________ стыдливостью страданья. В большинстве случаев предложенные определения носят назывной характер, явления описываются по внешним признакам. Эпитеты, определения своего рода код стихотворения. Посмотрим, что же у Тютчева?
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый , холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье – и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья. Попытаемся понять состояние лирического героя.
В каких строчках оно выражено? (Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть.)
- Почему умильная и таинственная прелесть? (Таинственность объясняется противоречием между образом и теми чувствами, которые этот образ вызывает.)
- Как автор создаёт образ увядания природы? Выберите ключевые слова, создающие гармоничный образ, и слова, передающие угасание жизни.
- В какой строке эти два плана как бы сливаются? «Кроткая улыбка увяданья» (Соединяет два плана и выражает чувство лирического героя.)
В стихах 3-9 достаточно полно развёрнута картина умирания природы, дан психологически разработанный образ Предсмертия. «Блеск и пестрота дерев» оттого и зловещи, что это недвусмысленные признаки угасания жизни. Нужно хорошо увидеть зыбкое, нестройное трепетание багряных листьев сквозь сумрак и туманность осеннего вечера, чтобы понять, что перед нами не пышная праздничность бала, а чахоточный румянец больного. «Порывистый холодный ветр порою» - это почти буквально озноб, предсмертные судороги.
И всё это вызывает у лирического героя умиление, т.е. чувство какого-то неизъяснимого тихого восторга и просветления, и связано это чувство в первую очередь с «кроткою улыбкой увяданья».) «Улыбка увяданья» - это физическое воплощение чего? («стыдливости страданья») -Стыдливость предполагает чувство вины. В данном случае, что вызывает вину? (Страдание). - Но ведь страдание не зависит от воли и сознания, это скорее беда. И всё же почему можно испытывать вину и стыдливость оттого, что ты страдаешь? (Твои страдания обращают на себя внимание других, омрачают жизнь окружающих, взывают о помощи, обременяют.)
- Каждый человек способен стыдится своего страдания? (На такую стыдливость способны лишь очень тонкие, возвышенные души, которые не могут не вызывать умиление). Теперь обратимся к тютчевским определениям. - Найдите номинативные, т.е. служащие для обозначения предметов или явлений (багряный, лёгкий, холодный).
- А в чём особенность таких эпитетов, как зловещий, грустно-сиротеющий, томный, кроткий. (В обычной речи эти слова определяют внутреннее состояние человека. У Тютчева они отнесены к описанию картин природы, тем самым природа наделяется человеческими свойствами.)
- Как называется такой приём? (Олицетворение). Перед нами особый случай. Олицетворение – разновидность метафоры, т.е. слова употребляются в переносном значении. У Тютчева олицетворение, одушевление – не художественный приём, а философское убеждение, не «красивое словцо», а называние вещей своими именами. Вывод - Итак, в чём же особенность тютчевского изображения природы, чем оно отличается от обыкновенного, нашего взгляда? Обратитесь ещё раз к экспериментальному варианту и тютчевскому тексту.
Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо. Одушевление не художественный приём, а философское убеждение
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |