| ||||||
|
| |||||
Анализ стихотворений Картина А.И. Куинджи
Звучит музыка Бетховена. Какое настроение передаёт музыка? - Ваше впечатление от картины?
Лунная красота
Общее восхищение естественность покой тишина «Голос красоты звучит тихо» (Ф.Ницше) Н.Бердяев назвал Тютчева – поэтом ночной Природы. Стихотворение «Тихой ночью, поздним летом…» Обмениваемся впечатлениями. - Представьте, что вы оказались на том же месте, где и поэт. Расскажите об увиденном вами. (Слушаем один, два рассказа) Тютчевская пейзажная миниатюра кажется сначала непритязательным описанием. Между тем – вы это почувствовали – она полна мысли, которая скрывается в представленной здесь картине. Один из литературных критиков зорко узрел в этом стихотворении код для анализа. «Стихотворение держится на…» - Как вы думаете, какую часть речи имел в виду Берковский? (Глаголы: рдеют, зреют, блестят) - Итак, мы видим как будто бы неподвижную картину полевой июльской ночи, но в ней пульсом бьются глагольные слова, и они главные. Почему? (Поэту важно передать тихое действование жизни)
- От земли, от зреющих хлебов Тютчев восходит … (к небу, к луне, к звёздам). - Как вы думаете, почему для описания взят ночной час? (Поэт запечатлевает время, когда зрение, слух наш обострены. Час этот выражает и то, что жизнь не останавливается, она идёт днём и ночью, бессменно … Поэт весь в противопоставлениях, переходах, сопряжениях…)
- Какую роль играют эпитеты в этом стихотворении? - Почему свет звёзд назван сумрачным? (Свет звёзд ослаблен темнотой ночи)
- Кто помнит, как называется этот художественный приём? (Оксюморон)
- Какие гласные звуки чаще всего повторяются и почему?
В этом стихотворении нарисована умиротворённая картина ночи. Но очень часто в своих поэтических миниатюрах Тютчев изображал ночь как проявление хаоса, дикой, тёмной, пугающей бездны.
Работа в группах Частичный анализ стихотворениий «Тени сизые смесились…», «О чем ты воешь, ветр ночной?..», «В небе тают облака…» I группа. Определите в стихотворениях ведущие мотивы? Каким смыслом наполнены они в стихотворениях? II группа. Как Тютчев показывает, что природа – живое, одушевлённое существо? III группа. В чём родство природы и человека, а в чём трагическая разница? IV группа. Какую роль играет контраст, антитеза в лирике?
Вывод Модель поэтического мира Тютчева («Двойное бытие»).
Закончить урок хотелось бы словами философа начала XX в. В.Соловьёва. «У Тютчева важно и дорого то, что он не только чувствовал, а и мыслил как поэт, - что он был убеждён в объективной истине поэтического воззрения на природу … Вовсе не высшее звание, а только собственная слепота и глухота заставляют людей отрицать внутреннюю жизнь природы …»
Домашнее задание. Напишите небольшое эссе-размышление на тему, как вы понимаете стихотворные строки Тютчева:
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |